В прошлой статье мы обсуждали, как помочь ребенку, когда «у него не получается». Эта ситуация распространенная и для многих детей ситуативная – один раз ребенок доволен собой, а в другой раз у него ничего не выходит или он думает, что не выходит. Но есть такие дети и взрослые, которые почти никогда не удовлетворены результатами своего труда, всегда хотят большего, или сравнивают себя с недосягаемыми образцами и постоянно разочарованы. Таких людей часто называют перфекционистами.
Вообще, в стремлении развиваться, делать лучше, постановке себе высоких целей нет ничего плохого. Более того, часто это дает стимул к развитию. Особенно полезны такие качества в конкурентных областях, в сферах, требующих преодоления себя, например в большом спорте. Но если перфекционизма, внутреннего критика слишком много в том, что человек делает для радости, в творческой деятельности, в отношениях со своим внешним видом, то человек становится нервозным, не доводит дело до конца, чтобы не увидеть своего результата, а часто и вовсе не начинает действовать.
Как человек становится перфекционистом? Тут есть несколько причин.
- личные врожденные особенности;
- большое количество критики от значимых взрослых, постоянное указание ребенку на его ошибки, частая реакция «можно сделать и лучше» без выделения плюсов и сильных сторон;
- ориентация окружения на сравнение детей между собой (в семье, в школе, на кружке);
- завышенные родительские ожидания и амбиции;
- порядок рождения - часто именно старшие или единственные дети очень критичны к себе, так как сравнивают себя со взрослыми и постоянно ощущают, что «не дотягивают».
Как же родителю помочь своему ребенку-перфекционисту?
- спросить себя, что я делаю , говорю ребенку, что усиливает его недовольство собой, честно ответить себе - может быть и я перфекционист и незаметно для себя учу ребенка тому же? Если это так, то можно поговорить об этом с ребенком и даже вместе придумать, как учиться иначе относиться к своим результатам;
- если ребенок плачет в момент, когда что-то не вышло, лучше не вести длинных разговоров, а просто обнять ребенка, сказать, что вы его понимаете, попробовать озвучить его чувства : «понимаю, что ужасно обидно, когда так старался, а получилось не то, что ты ожидал», «очень хотелось, чтобы было точно также, как у ведущего, а вышло иначе, конечно это тебя расстроило». Спросите, нужна ли ему помощь и если да, то какая.
- не ругайте расстроенного ребенка, но и не жалейте, не пытайтесь быстро отвлечь его. Для него его переживание сильное и важное, не стоит его обесценивать;
- поговорите с ребенком о ценности ошибок, о ценности попыток. Устройте «праздник ошибок» - каждый член семьи по очереди называет что-то, что у него не получилось, где он допустил ошибку, может быть что-то перепутал, остальные хлопают, можно сделать такое «торжественное чаепитие». Тут очень важен юмор, легкость. Важно, чтобы ребенок начал понимать, что все ошибаются, у всех что-то не получается или получается не с первого раза;
- сделайте альбом достижений, куда вместе с ребенком с его слов записывать, чему он научился, что стало у него получаться из того, что он не умел раньше. Примеры: «я научился смешивать краски, чтобы получилась новая», « я научился не плакать, когда что-то не получается»